Как сплотить классный коллектив?

Не секрет, что ни в одном классе начальной школы не бывает полностью дружного коллектива. Отличия во внешности, состоянии здоровья, финансовом положении семей, религиозной принадлежности, умениях и умственных способностях делают класс разрозненным, в результате чего формируются отдельные замкнутые группы. Помимо прочего, такая ситуация негативно влияет на учебный процесс, поскольку для школьников 1-4-го классов важно быть единой командой, ощущать себя именно классом, а не отдельными учениками, где каждый сам за себя. Для сплочения коллектива учителя используют различные методы. Например, можно посетить кукольный театр или детский развлекательный центр, устроить соревнования, блиц-конкурсы, поделив детей на отдельные группы и т.д.

Основная работа учителя по сплочению классного коллектива

Сразу стоит сказать, что рассматривать будем только начальную школу, поскольку в средней и старшей проблемы и методы их решения совсем иные, обусловленные различными внешними и внутренними факторами. Что касается учеников младших классов, то основными направлениями по созданию и поддержанию дружеской атмосферы в коллективе являются:

  • Организация совместной деятельности. Это может быть любой проект, конкурс, соревнование, внеклассное мероприятие, где участвовать должны все дети класса, иначе достичь результата не получится. Таким образом, каждый ребенок пока еще неосознанно начинает работать в команде, ощущая себя важной частью единого целого.
  • Постановка социально значимой цели. В целом, направление схоже с предыдущим, но, помимо сплочения коллектива, преследует еще и учебно-воспитательную цель. Например, общая уборка школьной территории и иные мероприятия по охране окружающей среды.
  • Поощрение совместной деятельности и взаимовыручки. Учитель обращает внимание остальных учеников на такие моменты, показывая пример. В качестве приза могут быть какие-либо недорогие игрушки, сладости.
  • Создание коллективного самоуправления. Это полностью противоположная тактика по отношению к выбору старосты класса. Когда есть коллективное управление, дети должны прислушиваться к мнению каждого. Если чьи-то высказывания, предложения игнорируются, то учитель должен проследить, чтобы это происходило обоснованно: школьники должны пояснить причину отказа, игнорирования мнения.
  • Смена ролей в коллективном управлении. В управлении классом принимают участие все ученики, но у них могут быть различные роли. Еженедельно учащиеся могут меняться этими ролями.
  • Пресечение конфликтов, сплетен, образований замкнутых групп, занимающихся подобной деятельностью. Учитель отслеживает, как взаимодействуют ученики в классе, пресекает ссоры, незаметно корректирует поведение каждого школьника в коллективе.
  • Показывать собственным примером как нужно дружить, общаться. Познакомиться со всеми нюансами дружбы можно в статье: "Как научить ребёнка дружить?"

Способы создания сплоченного классного коллектива

Таких способов много, и выбор зависит от конкретного класса. К основным вариантам можно отнести следующее:

  • Разделение класса на группы при проведении конкурсов, спортивных соревнований, совместной деятельности по различным проектам. Группы разбиваются таким образом, чтобы в них были ученики, которые вне данных мероприятий не общаются. Цель – показать, что в команде важен каждый человек, и только совместными усилиями, несмотря на любые отличия, можно победить, достичь результата.
  • Создание единой системы ценностей и традиций в классе. Для начала учитель предлагает школьникам ответить на вопросы анкеты: какие традиции они хотели бы ввести, чтобы класс стал дружным, какие пожелания есть у ребят по этому поводу. На основании ответов можно ввести те или иные ритуалы – к примеру, взаимовыручка в конце каждого учебного дня, когда положительно отличившиеся ученики помогают отстающим по программе и пр.
  • Обратная связь с учителем. Школьники могут анонимно или при общении тет-а-тет с педагогом выражать свое мнение по тем или иным вопросам, вносить предложения для создания дружного коллектива.
  • Работа с «отвергнутыми» детьми. Такие ученики есть в каждом классе, и учитель сразу их распознает. Важно подключать этих школьников к общей деятельности и поощрять принятие их остальными детьми.
  • Внеклассные мероприятия. Пожалуй, самый действенный способ создания дружного коллектива в классе. К внеклассным мероприятиям относятся и различные конкурсы, и совместный досуг, и спортивные соревнования в группах.

Последний пункт стоит рассмотреть подробнее. Организация совместного отдыха помогает детям лучше узнать друг друга в обстановке вне школьного класса. Школьники узнают об увлечениях, умениях друг друга, что позволяет быстрее установить дружественные связи, облегчает сплочение коллектива. Наиболее интересным вариантом будет посещение детского развлекательного центра. Если требуется аренда помещения для детского праздника или внеклассного учебного мероприятия, то места лучше, чем «Манки Парк», не найти. Специально оборудованные комнаты в нашем центре порадуют каждого ребенка и помогут в создании дружного классного коллектива.