Игры на развитие социальных навыков

Ребенку легче всего усваивать сложные вещи в игровой форме, поэтому социализация на ранних этапах становления личности происходит именно во время игр. Базовые социальные навыки закладываются сначала в семье, а потом и в общении со сверстниками, педагогами.

Ошибочно полагать, что социализация ребенка происходит только в больших коллективах. Все начинается в первую очередь с межличностного общения, а уже потом выходит на уровень определенных социальных групп (друзья по подъезду, одноклассники, единомышленники в кружках, спортивных клубах и т.п.).

Социальные навыки и их значение

В первую очередь к социальным навыкам относится коммуникативная способность, которая в свою очередь складывается из умения четко формулировать свои мысли, слушать собеседников и даже из ораторского искусства. Причем важно, чтобы с раннего возраста ребенок умел объективно оценивать свои возможности и качества, работать над собой. И именно игровая форма помогает раскрывать внутренний потенциал, вырабатывать новые навыки, которые в будущем помогут при выстраивании общения в более сложных социальных сообществах.

Группы игр на развитие социальных навыков

  • Ролевые. Примеряя на себя другие роли, ребенку проще раскрываться. Есть много активных и спортивных, настольных и карточных ролевых игр.
  • Словесные. Развивают в первую очередь вербальные коммуникативные навыки, учат быстро формулировать мысли, строить фразы, общаться.
  • Зрительные. Развивают образное мышление, учат считывать эмоции других людей, развивают невербальную коммуникацию.
  • Карточные. Не требуют физической активности, развивают в первую очередь внимательность, ассоциативное мышление.
  • Парные. Учат основам индивидуального диалогового общения, прямого взаимодействия.
  • Командные. Учат взаимодействию в многочисленных социальных группах, взаимовыручке, коллективной работе.
  • Спортивные. Развивают не только навыки коммуникации, но и помогают поддерживать физическую форму.
  • Настольные. Увлекательные квесты, экономические игры (в том числе ролевые), развивающие мелкую моторику.

А теперь рассмотрим несколько примеров конкретных игр, которые помогают в развитии социальных навыков.

«Продолжи рисунок»

Игры на развитие социальных навыков. Продолжи рисунокПрекрасная возможность задействовать всю группу в коллективной творческой работе. Для самых маленьких сначала можно провести небольшой мастер-класс, затем задать тему рисунка и предложить каждому участнику нарисовать какой-то небольшой фрагмент. Лучше использовать карандаши или фломастеры, а не акварель или гуашь.

При выборе сюжета предпочтение отдавайте простым и понятным объектам. Это может быть домик, машинка, дерево, какой-нибудь фрукт. Задача может быть открытой – в этом случае каждый ребенок сам выберет цвет, фрагмент рисунка, а после можно обсудить результаты и вклад каждого участника.

«Закончи предложение»

Хороший пример словесных игр, которые могут научить взаимопониманию, проницательности. Суть в том, чтобы один участник начинал предложение, закладывая в него какой-то свой смысл, а другой пытался закончить фразу, догадавшись, что именно имелось в виду. Ведущий может задать конкретную тему: учеба, дружба, еда или напитки, хобби. Для детей постарше задачу можно усложнить. Они должны придумывать предложения так, чтобы из них складывалась цельная история, которую ведущий будет записывать в блокноте. Чем больше участников, тем интересней получится сюжет и активней взаимодействие детей в творческом процессе.

«Испорченный телефон»

Известная многим с детства коллективная игра, в которой дети садятся в ряд. Первый – ведущий, на ушко говорит второму какую-нибудь фразу так, чтобы ее больше никто не услышал. Второй должен так же пересказать ее третьему, третий – четвертому, и так до последнего участника, который должен озвучить ее вслух. Если она передана точно слово в слово, то телефон рабочий, а если искажена, то испорченный, и его нужно починить, выяснив, на каком участке произошел сбой. Игра тренирует внимательность и слух, концентрацию и умение взаимодействовать.

«Дженга»

Игры на развитие социальных навыков. ДженгаОтличный пример настольной коллективной игры на ловкость, внимательность и аккуратность. Из прямоугольных деревянных блоков выстраивают башню. Затем каждый участник должен вытаскивать по одному блоку из любой точки и перемещать ее на вершину. Причем важно учитывать, что следующему участнику тоже необходимо проделать аналогичный трюк. Задача команды – выстроить максимально высокую башню.

В этом случае дети учатся оценивать последствия каждого своего действия, которое может повлиять на возможность для хода следующего игрока и результат для всей команды.

«Подушка-говорушка»

Этот тренинг в первую очередь учит детей слушать собеседника, не перебивая. Все, что необходимо, это подушка, которую можно заменить мягкой игрушкой или любым другим предметом. Правила элементарны – говорить может только тот, в чьих руках находится подушка-говорушка. Он может просто рассказать какую-то историю или задать кому-то вопрос. В этом случае он передает подушку, диалог продолжается. Перебивать друг друга нельзя. А часто именно это является большой проблемой у детей, непоседливых и нетерпеливых. Во время тренинга даже воспитатель не имеет права перебивать, подавая пример остальным.

«Эмоциональные карточки»

Игры на развитие социальных навыков. Эмоциональные карточкиПростой способ научить детей считывать, распознавать эмоции. Это один из важнейших элементов коммуникации, который даже более значим в сравнении с вербальным общением. На карточках словами или в виде изображений указаны эмоции: грусть, удивление, радость, замешательство и другие. Каждый игрок по очереди вытаскивает карточки и показывает эмоции мимикой, жестами. Другие должны точно определить, какие именно типы эмоций показывает участник.

«Мафия»

Одна из популярнейших ролевых карточных игр для взрослых и подростков в жанре детектива. Суть ее заключается в том, чтобы распределить между участниками роли, включая одного мафиози, полицейского, врача и мирных жителей. Каждую ночь горожане засыпают – закрывают глаза (игровыми процессами руководит ведущий). Мафия выбирает жертву. После горожане должны попытаться выявить мафиози, но не задеть при этом врача и полицейского. Тонкость состоит в том, чтобы почувствовать, кто обманывает других, скрывая свою истинную роль.

«Командный лабиринт»

Игра, которая учит слаженной работе в команде. Подходит для всех возрастов. Из канатов или ниток, конусов и других препятствий выстраивается лабиринт. Игроки (от 4-5 участников и более) берут друг друга за руки. Первый входит в лабиринт и начинает вести остальных за собой. Главная задача – вместе пройти все препятствия, не задев их. Для усложнения некоторым из игроков можно завязать глаза. Игра учит не только социальному взаимодействию, но и способствует улучшению координации движений.

«Шарады» или «крокодил»

Игры на развитие социальных навыков. Шарады или КрокодилНе менее известное развлечение для большой компании. Суть игры состоит в том, что одному из участников ведущий загадывает какое-то животное, персонажа или явление. Его нужно показать без слов – жестами, позами, мимикой. Остальные участники отгадывают это слово. Игрок, которому удалось отгадать, выходит в центр помещения и показывает следующую загадку от ведущего.

«Магазин» или «Монополия»

Игры с экономической составляющей одновременно помогают налаживать социальное взаимодействие и постигать основы коммерции, экономики. Для этого совсем не обязательно использовать настольные заготовки, такие как «Монополия». Можно предложить детям открыть свой магазин. На бумаге нарисовать денежные купюры, кого-то назначить кассиром, других ребят – сотрудниками зала (консультантами), третьих – клиентами. Далее можно разыграть несколько ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни.

«Ночной штурман»

Игра на доверие и умение взаимодействовать. Одному игроку завязывают глаза, а другой – его штурман, направляет его через полосу препятствий или лабиринт, координирует каждый его шаг. Несколько команд могут соревноваться в том, кто пройдет участок быстрее и с наименьшим количеством штрафных очков.

Локации можно строить самостоятельно, но проще посетить детский развлекательный центр, в котором уже есть полосы препятствий, батутные зоны. Это отличный способ социализации детей любых возрастов в рамках организации праздничных мероприятий после экскурсий, мастер-классов, посещения театров.