Ребенку легче всего усваивать сложные вещи в игровой форме, поэтому социализация на ранних этапах становления личности происходит именно во время игр. Базовые социальные навыки закладываются сначала в семье, а потом и в общении со сверстниками, педагогами.
Ошибочно полагать, что социализация ребенка происходит только в больших коллективах. Все начинается в первую очередь с межличностного общения, а уже потом выходит на уровень определенных социальных групп (друзья по подъезду, одноклассники, единомышленники в кружках, спортивных клубах и т.п.).
Социальные навыки и их значение
В первую очередь к социальным навыкам относится коммуникативная способность, которая в свою очередь складывается из умения четко формулировать свои мысли, слушать собеседников и даже из ораторского искусства. Причем важно, чтобы с раннего возраста ребенок умел объективно оценивать свои возможности и качества, работать над собой. И именно игровая форма помогает раскрывать внутренний потенциал, вырабатывать новые навыки, которые в будущем помогут при выстраивании общения в более сложных социальных сообществах.
Группы игр на развитие социальных навыков
- Ролевые. Примеряя на себя другие роли, ребенку проще раскрываться. Есть много активных и спортивных, настольных и карточных ролевых игр.
- Словесные. Развивают в первую очередь вербальные коммуникативные навыки, учат быстро формулировать мысли, строить фразы, общаться.
- Зрительные. Развивают образное мышление, учат считывать эмоции других людей, развивают невербальную коммуникацию.
- Карточные. Не требуют физической активности, развивают в первую очередь внимательность, ассоциативное мышление.
- Парные. Учат основам индивидуального диалогового общения, прямого взаимодействия.
- Командные. Учат взаимодействию в многочисленных социальных группах, взаимовыручке, коллективной работе.
- Спортивные. Развивают не только навыки коммуникации, но и помогают поддерживать физическую форму.
- Настольные. Увлекательные квесты, экономические игры (в том числе ролевые), развивающие мелкую моторику.
А теперь рассмотрим несколько примеров конкретных игр, которые помогают в развитии социальных навыков.
«Продолжи рисунок»
Прекрасная возможность задействовать всю группу в коллективной творческой работе. Для самых маленьких сначала можно провести небольшой мастер-класс, затем задать тему рисунка и предложить каждому участнику нарисовать какой-то небольшой фрагмент. Лучше использовать карандаши или фломастеры, а не акварель или гуашь.
При выборе сюжета предпочтение отдавайте простым и понятным объектам. Это может быть домик, машинка, дерево, какой-нибудь фрукт. Задача может быть открытой – в этом случае каждый ребенок сам выберет цвет, фрагмент рисунка, а после можно обсудить результаты и вклад каждого участника.
«Закончи предложение»
Хороший пример словесных игр, которые могут научить взаимопониманию, проницательности. Суть в том, чтобы один участник начинал предложение, закладывая в него какой-то свой смысл, а другой пытался закончить фразу, догадавшись, что именно имелось в виду. Ведущий может задать конкретную тему: учеба, дружба, еда или напитки, хобби. Для детей постарше задачу можно усложнить. Они должны придумывать предложения так, чтобы из них складывалась цельная история, которую ведущий будет записывать в блокноте. Чем больше участников, тем интересней получится сюжет и активней взаимодействие детей в творческом процессе.
«Испорченный телефон»
Известная многим с детства коллективная игра, в которой дети садятся в ряд. Первый – ведущий, на ушко говорит второму какую-нибудь фразу так, чтобы ее больше никто не услышал. Второй должен так же пересказать ее третьему, третий – четвертому, и так до последнего участника, который должен озвучить ее вслух. Если она передана точно слово в слово, то телефон рабочий, а если искажена, то испорченный, и его нужно починить, выяснив, на каком участке произошел сбой. Игра тренирует внимательность и слух, концентрацию и умение взаимодействовать.
«Дженга»
Отличный пример настольной коллективной игры на ловкость, внимательность и аккуратность. Из прямоугольных деревянных блоков выстраивают башню. Затем каждый участник должен вытаскивать по одному блоку из любой точки и перемещать ее на вершину. Причем важно учитывать, что следующему участнику тоже необходимо проделать аналогичный трюк. Задача команды – выстроить максимально высокую башню.
В этом случае дети учатся оценивать последствия каждого своего действия, которое может повлиять на возможность для хода следующего игрока и результат для всей команды.
«Подушка-говорушка»
Этот тренинг в первую очередь учит детей слушать собеседника, не перебивая. Все, что необходимо, это подушка, которую можно заменить мягкой игрушкой или любым другим предметом. Правила элементарны – говорить может только тот, в чьих руках находится подушка-говорушка. Он может просто рассказать какую-то историю или задать кому-то вопрос. В этом случае он передает подушку, диалог продолжается. Перебивать друг друга нельзя. А часто именно это является большой проблемой у детей, непоседливых и нетерпеливых. Во время тренинга даже воспитатель не имеет права перебивать, подавая пример остальным.
«Эмоциональные карточки»
Простой способ научить детей считывать, распознавать эмоции. Это один из важнейших элементов коммуникации, который даже более значим в сравнении с вербальным общением. На карточках словами или в виде изображений указаны эмоции: грусть, удивление, радость, замешательство и другие. Каждый игрок по очереди вытаскивает карточки и показывает эмоции мимикой, жестами. Другие должны точно определить, какие именно типы эмоций показывает участник.
«Мафия»
Одна из популярнейших ролевых карточных игр для взрослых и подростков в жанре детектива. Суть ее заключается в том, чтобы распределить между участниками роли, включая одного мафиози, полицейского, врача и мирных жителей. Каждую ночь горожане засыпают – закрывают глаза (игровыми процессами руководит ведущий). Мафия выбирает жертву. После горожане должны попытаться выявить мафиози, но не задеть при этом врача и полицейского. Тонкость состоит в том, чтобы почувствовать, кто обманывает других, скрывая свою истинную роль.
«Командный лабиринт»
Игра, которая учит слаженной работе в команде. Подходит для всех возрастов. Из канатов или ниток, конусов и других препятствий выстраивается лабиринт. Игроки (от 4-5 участников и более) берут друг друга за руки. Первый входит в лабиринт и начинает вести остальных за собой. Главная задача – вместе пройти все препятствия, не задев их. Для усложнения некоторым из игроков можно завязать глаза. Игра учит не только социальному взаимодействию, но и способствует улучшению координации движений.
«Шарады» или «крокодил»
Не менее известное развлечение для большой компании. Суть игры состоит в том, что одному из участников ведущий загадывает какое-то животное, персонажа или явление. Его нужно показать без слов – жестами, позами, мимикой. Остальные участники отгадывают это слово. Игрок, которому удалось отгадать, выходит в центр помещения и показывает следующую загадку от ведущего.
«Магазин» или «Монополия»
Игры с экономической составляющей одновременно помогают налаживать социальное взаимодействие и постигать основы коммерции, экономики. Для этого совсем не обязательно использовать настольные заготовки, такие как «Монополия». Можно предложить детям открыть свой магазин. На бумаге нарисовать денежные купюры, кого-то назначить кассиром, других ребят – сотрудниками зала (консультантами), третьих – клиентами. Далее можно разыграть несколько ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни.
«Ночной штурман»
Игра на доверие и умение взаимодействовать. Одному игроку завязывают глаза, а другой – его штурман, направляет его через полосу препятствий или лабиринт, координирует каждый его шаг. Несколько команд могут соревноваться в том, кто пройдет участок быстрее и с наименьшим количеством штрафных очков.
Локации можно строить самостоятельно, но проще посетить детский развлекательный центр, в котором уже есть полосы препятствий, батутные зоны. Это отличный способ социализации детей любых возрастов в рамках организации праздничных мероприятий после экскурсий, мастер-классов, посещения театров.