Музыкальные игры для детей

Исследования показали, что прослушивание музыки положительно влияет на работу мозга: приятные мелодии улучшают концентрацию внимания, память, навыки мышления, пространственный интеллект и другие когнитивные функции. Благодаря музыке дети учатся новому, и многие из них осваивают счёт, алфавит и произношение слов во время прослушивания мелодий. 

Музыкальная игра – это эффективный способ развития творческих способностей и общего развития ребёнка. Она сочетает в себе музыку, движение и слово, что является природосообразным подходом к обучению. Музыкальные игры активизируют умственную деятельность, развивают самостоятельную музыкальную деятельность и учат ребёнка чувствовать и сопереживать.

Содержание: 

1. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста 

2. Музыкальные игры для младших школьников 

3. Музыкальные игры для подростков

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста.jpg

Игра является основным видом деятельности для маленьких детей дошкольного возраста, поэтому для того, чтобы научиться понимать музыку и чувствовать ритм, используют именно музыкальные игры. В педагогике такие занятия называют музыкальными играми для детей в детском саду. 

По мнению известного педагога А. В. Кенеман, музыкальная игра представляет собой творческий процесс активного осмысленного восприятия музыки. Это помогает развивать детскую фантазию, эстетические и нравственные чувства. 

Главная цель музыкальных игр для детей в детском саду — научить дошкольников воспринимать музыкальные образы и передавать их в движении в соответствии с музыкой. Сейчас музыкальные игры как средство развития ребенка помогают формировать музыкальные и творческие способности у детей, их художественный вкус, эмоции и чувства.

Музыкальные игры для детей 3 лет

  • Игра музыкальный «паровозик» для детей Игра «Музыкальный паровозик» развивает чувство ритма и музыкальный слух. Её проводят в музыкальном кабинете. Подготовьте изображения разных музыкальных инструментов и вставьте их в ячейки вагончиков. Дети по очереди подходят к паровозику, вытаскивают из ячейки картинку, называют изображённый инструмент. Затем ребёнок подходит к столу с разложенными музыкальными инструментами, берёт тот, что соответствует картинке, и пробует на нём сыграть. 

  • Музыкальная игра с ускорением для детей «Черепаха и зайчонок» Ребёнку предлагают игрушки или картинки черепахи и зайчика. Медленно читают стихотворение, сопровождая слова движениями игрушек. Затем стихотворение читают уже быстрее, подкрепляя слова движениями игрушечного зайца. Цель игры – научить ребенка чувствовать ритм. 

  • Игра «Найди меня» Ребёнку предлагают найти игрушку, которую предварительно спрятали в комнате. Малыш должен искать игрушку, ориентируясь на подсказки взрослого, например, тихое пение «найди меня, имя ребёнка». 

  • Игра «Грустно — весело» Ребёнку предлагают послушать мелодии в мажоре и миноре, показывая соответствующие картинки или используя мимику. Малыш должен показывать эмоции, соответствующие музыке. 

  • Музыкальная игра «Угадай мелодию» Ребёнку предлагают прослушать записи любимых детских песен со словами и «минусовку» (мелодию без вокала). Затем просят найти рисунок, соответствующий песне. 

  • Игра «Звериные мелодии» Ребёнку предлагают прослушать мелодии, соответствующие трём животным, например, медведю, птичке и лягушке. Малыш должен правильно определить, какая мелодия соответствует каждому животному.

Музыкальные игры детям 4 лет

  • Игра «Музыкальная шляпа» Она предназначена для развития танцевально-ритмических способностей детей дошкольного возраста. В игре участвуют дети, которые встают в круг и выбирают ведущего. Ведущий надевает шляпу и встаёт в центр круга. Под музыку разных жанров (марш, полька, вальс) ведущий должен определить жанр и начать двигаться в соответствии с музыкой: маршировать при звуке марша, хлопать в ладоши или прыгать при звуке польки, плавно двигать руками при звуке вальса. Остальные дети повторяют движения ведущего, если он угадал жанр, или остаются неподвижными, если ведущий ошибся. После правильного определения жанра шляпа передаётся следующему игроку по кругу, и он становится ведущим. 
  • Музыкальная игра «Замри» для детей Музыкальная игра «Замри» для детей — это активная игра, в которой участники двигаются под музыку. В неожиданный момент один участник выключает музыку, и все остальные должны замереть в любой позе. Участник, который первым пошевелился, становится новым диджеем. Игра развивает внимательность и координацию. 
  • Игра «Ступеньки» Ребёнку предлагают музыкальную лесенку из пяти ступенек. Взрослый исполняет мелодии, а малыш перемещает игрушку по лестнице вверх или вниз в соответствии с движением мелодии.
  • Подвижная музыкальная игра для детей «Похлопаем-потопаем» Эта игра хорошо развивает чувство ритма. Ведущий задаёт ритмический рисунок, а игроки повторяют его, хлопая в ладоши или топая ногами. 
  • Игра «Прохлопай песенку» Ребёнку предлагают прохлопать ритм простой детской песенки, например, «Две лошадки» (сл. Кучинской, муз. Лещинской).

Музыкальные игры для детей 5 лет

  • Музыкальная игра для детей «Море волнуется» Игра «Море волнуется» развивает ловкость, быстроту и воображение. Перед началом игры выбирают капитана с помощью считалочки. Капитан произносит слова, а игроки изображают волны на море, качая руками. Затем игроки замирают в статичных позах, а капитан ходит между ними и касается игроков, пробуждая их. Задача капитана — угадать, какую фигуру изображает игрок. В игре можно использовать различные образы и сюжеты для движений. 

  • Игра «Удивительный концерт» Цель игры — выявить и развить творческие задатки у детей. Оборудование: магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта. Ход игры: детям предоставляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед ними ставится задача: мимикой и жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, всё построено на импровизации. 

  • Игра «Музыкальное путешествие» Цель игры — развить музыкальный слух и память у детей. Оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений, соответствующих тематике путешествия (например, звуки леса, моря, города). Ход игры: дети садятся в круг, и воспитатель включает аудиозапись. Задача игроков — внимательно слушать музыку и угадывать, какие образы она вызывает. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями и предположениями о том, что они услышали. 

  • Ещё одна музыкальная игра, полезная и для детей 5 лет — «Угадай мелодию» Это несколько усложненная версия музыкальной игры с аналогичным названием для детей 3 лет. Цель игры — развить музыкальный слух и память у детей. Оборудование: аудиозаписи детских песен и мультфильмов, знакомых детям. Ход игры: дети садятся в круг, и воспитатель включает аудиозапись. Задача игроков — внимательно слушать музыку и угадывать, какая это песня. После того как ребёнок угадал песню, он становится ведущим и выбирает следующую песню для угадывания.

Музыкальные игры для детей 6 лет

  • Музыкальная игра «Самолет» для детей Музыкально-дидактическая игра «Самолёт» предназначена для детей старшей группы и направлена на исследование и изучение возможностей голосового аппарата. Цель игры — научить детей улавливать связь звука и движения, а также получить представление о возможных вариантах движения музыкальной линии. Игровой материал включает карточки-картинки со звуковысотными символами. Ход игры: дети наблюдают за траекторией движения «самолета» и издают звуки, различающиеся по высоте и направлению движения. 

  • Еще одна музыкальная игра на развитие чувства ритма «Определи по ритму» Суть игры – дети воспроизводят ритм заранее оговоренной с ведущим песни ударными инструментами или движениями. Остальные должны угадать, какая песня зашифрована в этом ритме.

Музыкальные игры для младших школьников


Музыкальные игры способствуют физическому развитию ребёнка, улучшают координацию движений и чувство ритма. Они также придают детям уверенность в себе и помогают развивать социальные навыки. Музыкальные подвижные игры для детей никогда не оставят школьников равнодушными. Именно поэтому на различных развлекательных мероприятиях для детей проводят самые разнообразные музыкальные подвижные игры. Для ученика младших классов это беспроигрышный вариант образовательного досуга — запоминающееся, яркое, интересное и веселое мероприятие! 

Важно правильно выбрать тематику игры, которая будет гармонично перекликаться с занятием, а также необходимо четко сформулировать задачи и описать желаемые результаты деятельности. В качестве примера предлагаем ознакомиться с интересными подвижными музыкальными играми, в которые можно играть с младшеклассниками.

Выполнение движений по тексту песни

В качестве материала можно использовать песенки или народные прибаутки, потешки. Деятельность, направленная на восприятие характера музыки. К этой категории относятся, например, такие игры, как:

«Покажи весело-грустно»

Игра состоит из карточки, разделённой на три квадрата, и трёх фишек с цифрами 1, 2, 3. На первом квадрате изображён ребёнок с весёлым лицом, на втором — со спокойным, на третьем — с грустным. Методика применения: дети слушают пьесы весёлого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют их характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Затем они объясняют свои действия. Можно предложить детям послушать две или три пьесы разного характера (весёлую, грустную, спокойную). В этом случае после исполнения какой-либо пьесы ребёнок закрывает фишками соответствующие изображения на карточке в той последовательности, в которой менялся характер музыки. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

«Изобрази мелодию мимикой»

Игровой материал включает карточки с различными выражениями настроения (грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе) и музыкальный репертуар на выбор музыкального руководителя. 

Методика проведения игры включает три этапа: Дети слушают произведения различного характера и беседуют о настроении каждого отрывка. Вызванный ребёнок выбирает карточку с соответствующим настроением. У каждого ребёнка есть набор карточек с разными настроениями. И услышав ту или иную мелодию, дети поднимают карточки, соответствующие характеру музыки. Также с помощью мимики и движения участники игры должны выразить настроение прослушанного произведения, проявить свои творческие способности.

«Дождик — солнышко»

Ход игры: дети делятся на две команды, каждой команде раздаются музыкальные инструменты: одной — колокольчики, другой — бубны. 

Ведущий объявляет начало игры и называет условия: «Дождик» (дети играют на колокольчиках) и «Солнышко» (дети играют на бубнах). Игра повторяется 4 раза. Затем звучит музыка, дети кладут инструменты на пол и свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка заканчивается, дети должны взять любой музыкальный инструмент. 

Ребёнок, которому не хватило инструмента, выбывает из игры. Если время на игру ограничено или детей много, можно убирать сразу по 2–3 музыкальных инструмента.

Музыкальная игра с ускорением для детей «Танец-игра с ускорением»

В этой игре дети выполняют различные движения под музыку, которая постепенно ускоряется. Вот пример движений для начала игры: 

  • Руки на поясе, лёгкие пружинки с наклоном головы вперёд. 

  • Притопы. 

  • Три хлопка справа и слева. 

  • Дважды по три прыжка на месте, «строим ракету». 

  • Пожимать плечами, руки разведены в стороны. 

  • Пружинка. 

  • Твист. 

  • Весело жить — трижды потереть ладошкой о ладошку и показать OK! 

Вот еще несколько подвижных музыкальных игр для начальной школы: 

1. Маленькие маэстро. Эта весёлая игра идеально подходит для занятий в классе. Отличный способ познакомить маленьких детей с идеей чтения или написания нот. 

Что понадобится: 

  • листы бумаги; 

  • карандаши или ручки. 

Как играть: Придумайте и запишите символы для различных звуков, которые дети могут издавать своим телом. Можно назначить разные символы для хлопков, свиста, постукивания по столу, ударов по бёдрам, выкрикивания слова и т. д. Символы должны быть предметами, которые можно быстро и не задумываясь изобразить на бумаге: линии, круги, волны, треугольники. Присвойте не менее четырёх символов разным звукам. Затем продемонстрируйте, как записать простой ритм, который вы придумали. Когда дети поймут концепцию, напишите на доске ещё несколько примеров и предложите детям «прочитать» музыкальные ритмы и написать свои собственные, чтобы исполнить их всем классом. 

2. Замороженный танец. Забавная подвижная игра, в которую любят играть все дети. Поможет улучшить быстроту реакции, моторику и развить социальные навыки. Что понадобится: несколько музыкальных композиций для танцев. Как играть: Скажите детям, что они должны танцевать, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, им нужно застыть — «заморозиться» — в танцевальной позе. Если ребята оглянутся вокруг, они увидят, в каких забавных позах застревают их одноклассники. 

3. Танец-маскарад. Игра подходит для занятий с младшими школьниками, помогает раскрепоститься и поднять настроение. Что понадобится: коробка с забавной и смешной одеждой и аксессуарами (разнообразные шляпки, резиновые носы, усы, банты, очки и т. д.); стулья; колонка для воспроизведения музыки. Как играть: Расставьте стулья по кругу. Включите музыку и попросите детей передавать друг другу закрытую коробку с реквизитом по часовой стрелке. Когда вы нажмёте на паузу, ребёнок, в чьих руках окажется коробка, должен не глядя вытащить предмет и надеть его. Обладатель самого смешного костюма становится победителем. 

4. Зоотанцы. Эта классическая игра требует от детей творческого подхода и помогает им весело общаться с одноклассниками. Что понадобится: устройство для воспроизведения музыки; карточки с животными (по желанию). Как играть: Включите музыку, чтобы дети могли танцевать под неё. Как только они войдут в ритм, выкрикните название любого животного или укажите на изображение этого животного на карточке. В этот момент дети должны начать танцевать и издавать звуки так, как могло бы это делать названное животное. 

5. Горячая картошка под музыку. Увлекательная музыкальная игра помогает детям узнать друг о друге чуть больше и познакомиться с классом. Что понадобится: колонка для воспроизведения музыки; доска; мяч. 

Как играть: Напишите на доске 5 вопросов, которые помогут ученикам больше узнать друг о друге: «Назови свою любимую песню», «На каком музыкальном инструменте ты играешь?», «Расскажи о своих хобби», «Какая музыка тебе нравится?». Предложите ребятам сесть в круг и начать передавать мяч по часовой стрелке, пока играет музыка. Когда вы остановите музыкальную композицию, ребёнок, держащий предмет, должен ответить на один из вопросов на доске.

Музыкальные игры для подростков

Музыкальные игры для подростков.jpg

Дети и подростки могут относиться к музыкальным играм по-разному. Некоторые любят играть в музыкальные игры, потому что это весело и интересно. Другие предпочитают спокойные игры, а третьи вообще не интересуются играми.

Чтобы заинтересовать подростка музыкальной игрой, попробуйте следующее:

  • Сделайте игру весёлой и интересной, используя узнаваемые образы и персонажей.

  • Создайте атмосферу соревнования или квеста, чтобы подросток почувствовал азарт и желание победить.

  • Используйте элементы ролевой игры, чтобы подросток мог представить себя героем или музыкантом.

  • Предложите подростку выбрать своего любимого персонажа или группу, чтобы он мог ассоциировать себя с ними.

  • Организуйте групповые игры, чтобы подросток мог соревноваться с друзьями и учиться работать в команде.

  • Обеспечьте доступность и простоту правил игры, чтобы подросток мог легко понять и следовать им.

  • Расскажите подростку о пользе музыкальных игр для развития навыков и умений.

  • Предложите ему участвовать в мастер-классах или обучающих программах, связанных с музыкой.

  • Покажите примеры успешных музыкантов, которые начинали с простых музыкальных игр.

  • Создайте условия для регулярных занятий музыкой, чтобы подросток видел прогресс и понимал, что игра приносит результаты.

Примером могут послужить несколько музыкальных игр для детей средней школы:

  • Игра «Музыкальный крокодил»

  • Разделите класс на две команды, попросите каждого участника записать три любимых песни и имена исполнителей на трёх листах бумаги. Затем игроки по очереди вытягивают песню и изображают её с помощью жестов, а остальные участники команды угадывают композицию.

  • Игра «Что это за звук»
    Включите несколько коротких музыкальных отрывков разных инструментов, включая необычные и знакомые. Попросите ребенка определить звучащие инструменты.

  • Игра «Музыкальное настроение»
    Создайте плейлист с песнями разных жанров и попросите ребенка закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональной составляющей музыки. Побуждайте его выражать эмоции через танец. После 30 секунд попросите открыть глаза и обсудить эмоции, вызванные композициями.


Подводя итоги, можно сказать, что музыкальные игры для детей очень полезны, так как они развивают разные навыки и способности ребёнка: вокальные и ритмические навыки, эстетический вкус, внимание, память, координацию движений и мелкую моторику. Кроме того, игры способствуют социализации детей, преодолению индивидуальных психологических проблем и укреплению здоровья.