Многие родители сегодня задаются этим вопросом. Давайте разбираться!


Записывать ли ребенка на кружки или оставлять свободное время?


Вопрос загруженности ребенка возникает у любых родителей, причем еще даже до того, как их чадо идет в первый класс. Дошкольное образование уже давно не ограничивается только лишь детским садиком. Различные кружки, дополнительные занятия, центры развития творчества – всё это может оказаться полезным и для дошкольника, и для ученика 1-5 классов, а также для детей в возрасте до 11-12 лет включительно. Стоит ли записывать ребенка на различные кружки или в секции, обеспечивать всестороннее развитие личности, или лучше предоставить ему свободное время для развлечений, игр или саморазвития, интерактивного обучения, посещения детского парка развлечений и домашнего творчества? У кружков и секций есть свои плюсы и минусы, которые и следует подробно разобрать.


Преимущества записи на кружки и секции

К плюсам организации детского досуга посредством записи на кружки и дополнительные занятия можно отнести следующее:

  • Ребенок находится всегда под наблюдением взрослых, а не предоставлен сам себе. Это особенно важно, если у родителей мало свободного времени, занятость на работе, и ребенка банально не с кем оставить. Бабушки и дедушки могут, конечно, посидеть с малышом, но уследить за маленьким непоседой, если чадо слишком активное, смогут далеко не все люди пенсионного возраста, а доверять посторонним няням готовы не все родители.
  • Всестороннее развитие личности. Центры дошкольного обучения помогут подготовить ребенка к начальной школе. Кружки и секции творчества способствуют развитию творческих способностей, логического мышления. Изучение иностранных языков с детства – уже почти обыденность, поэтому такие кружки становятся обязательными. Спортивные секции помогут укрепить здоровье. Поэтому дополнительные кружки – возможность развития с самого юного возраста.
  • Увлеченность ребенка интересным занятием. Если кружок выбран не по принципу «дешевле и ближе к дому», а с учетом интересов ребенка, его хобби, то такие занятия будут полезны вдвойне. Дошкольник сможет развивать навыки в том деле, которое ему нравится. А это могут позволить себе далеко не все взрослые.

Как правильно выбрать кружок? Помимо рекомендаций по выбору, указанных ниже, следует учитывать интересы самого ребенка. Что ему нравится делать, какие занятия приносят ему удовольствие, в чем он преуспевает? Лучше всего поговорить с ребенком, узнать, хотел бы он ходить в тот или иной кружок.


Рекомендации по нагрузке и выбору кружков

Все кружки, секции, центры развития – это фактически дополнительная нагрузка для ребенка. Дошкольники и без занятий могут сильно уставать к вечеру, а если прибавить к этому не одну, а две секции, то загруженность ребенка становится чрезмерной. Это чревато повышенной утомляемостью, нарушениями сна, раздражительностью и другими негативными последствиями. Нельзя с уверенностью говорить, что любые дополнительные занятия приведут к усталости, поскольку здесь важно правильно рассчитать нагрузку. А как раз с выбором нагрузки для ребенка у многих родителей и возникают трудности. При подборе кружков или отказе от них необходимо учитывать:

  • Возраст.
  • Характер.
  • Уровень интеллектуального развития.
  • Состояние физического здоровья.
  • Темперамент.
  • Способность к обучению (насколько легко и быстро ребенок усваивает новый материал).

Всегда нужно руководствоваться принципом – лучше не дать ребенку лишнюю нагрузку, чем совсем не оставить свободного времени.

Плохо, если ребенок записан на 3 и более секций. В таких ситуациях ему приходится часто переключать внимание с одного дела на другое – например, с рисования на настольный теннис, с английского языка на лепку или картинг. На практике же достигнуть значимых результатом не удается ни в одном из этих занятий.

Преемственность при выборе кружка или секции – личное дело родителей, но пару моментов всё же стоит учитывать:

  1. То, что нравится старшему ребенку в семье, вовсе не обязательно будет нравиться младшему. Т.е. отдавать младшего сына на секцию бокса, если старший с удовольствием ходит на нее, без особой заинтересованности самого ребенка явно не стоит.
  2. Родители не должны видеть в своем чаде собственное продолжение. Нередко мамы, добившиеся или не добившиеся успехов в художественной гимнастике, отдают своих дочерей с раннего детства в спортивную секцию, а дома становятся для них не только любящим родителем, но и тренером. Это неправильно.
  3. Кружок должен приносить детям радость. Если каждый раз малыш начинает придумывать любые отговорки, лишь бы остаться дома или, что не лучше – со слезами на глазах отказывается от посещения секции, то, конечно, лучше отказаться от таких занятий, но обязательно выяснив причину. Возможно, что дело не столько в том, что ребенку неинтересно или не нравится заниматься, сколько в нехватке родительской любви и заботы.

Опять же, завышенных ожиданий от дополнительных занятий у родителей быть не должно, ведь тут помимо профессионализма преподавателей кружков есть еще возрастной фактор, личностные качества ребенка, его усидчивость, способность к обучению, темперамент, в конце концов.


Не стоит забирать у ребенка максимум свободного времени, записывая его в несколько кружков. В выходные дни лучше всего исключить дополнительные занятия полностью. Лучше потратить это время на совместный досуг, на организацию детского праздника даже в тех случаях, когда суббота или воскресенье приходятся на обычную дату календаря. Подарив своему ребенку праздник без особого случая, вы тем самым мотивируете его на достижение большего во всём. Как минимум, вы дарите ему настоящее детство, а это самое важное – намного важнее, чем уровень подготовки к школе, знания английского или награды в спорте.