- Первое это стоит обратить внимание на себя, на свои навыки общения и улучшать их. Дети как губка впитывают всю энергетику и не осознанно вам подражают. Более подробно об этом ниже в блоке про родителей и семью.
- Предоставлять сыну/дочке возможность дружить. Ходить в разные кружки по интересам или в секции, посещать детские центры, площадки, приглашать друзей в гости. Вот как пример: Детский центр Monkey Park – это 3000 метров развлечений и найти там себе друзей не составит проблем, дети так любят развлекаться, что у них появляется совместный интерес.
- Проговаривать возможные ситуации, чтобы ребёнок был готов к разным сценариям развития во время общения, к положительным, и к отрицательным. Примеры ниже в блоке про первые знакомства.
- Общаться, интересоваться как дела, как прошёл день, как вы с другом провели время, всё ли понравилось, какие проблемы и если они возникали обсуждать их. При налаженных отношениях с родителями, если проблемы есть, то ребёнок сам спешит рассказать, что случилось. Ретроспективный анализ (то есть оценка того, что произошло) прерогатива взрослого человека, и формируется со временем. Родитель может в дружеской форме в диалоге обращать внимание на положительные моменты и проблемы в дружбе у ребёнка и не навязчиво давать советы.
- Формируйте первый положительный опыт общения между детьми. Для этого первые шаги знакомств и игр можно понаблюдать со стороны. Выбрать положительного ребёнка и общаться недолго, чтобы дети не устали.
- Сейчас набирают популярность курсы, школы и академии по психологии для детей, по развитию успешной личности. Чаще всего занятия проходят 1 или 2 раза в неделю. Там в игровой форме обсуждают всё возможное, что может понадобиться ребёнку в дружбе. Как пример: учат разумно решать конфликты, защищать личные границы и т. д. Совет записать ребёнка на такие курсы на год. На собственных детях есть результат после 3 месяцев занятий.
- Читать книги, смотреть фильмы про дружбу детей. Ребёнку важно показывать примеры со стороны. А на сегодняшний день таких фильмов и книг множество. Отдельно стоит отметить про развивающие игры для детей.
- Уметь за себя постоять.
- Обсудить правила поведения и основы дружбы
Какими должны быть взаимоотношения в семье?
В каждой семье свои правила и свои сложности, но есть основы, которые будут формировать здоровую атмосферу:
- Родителю важно понять, что дети учатся дружить, это навык, которого нет при рождении и он приобретается во взаимодействии и тренируется. Это нормально для ребёнка не уметь дружить или что-то делать.
- Все дети разные и уникальные. И начальный уровень коммуникации с другими у всех разный. И по-разному проходит процесс обучения. Здесь стоит запастись терпением.
- Родителю важно принять ребёнка таким, какой он есть. Показывать свою безусловную любовь. Это значит, что ребёнок должен знать, а главное чувствовать, что его любят в независимости от его поведения и сложившихся ситуаций. Для этого чаще говорите, что любите его и обнимайте. Объятие — это один из главных механизмов обмена энергией. Старайтесь обнимать ребёнка не менее 4 раз в день.
- Помните, что на ошибках учатся. Поэтому давайте возможность проявлять самостоятельность и ошибаться (в рамках разумного).
- На собственном примере показывайте, как общаться с окружающими.
- Взрослому необходимо следить за личными граница в общении с окружающими, освоить правила поведения по отношению к своему чаду.
- Учитесь общаться с ребёнком. То, как он себя чувствует в общении в семье, будет распространяться на коллективы, которые ребёнок посещает. При общении сверху, принижениях в семье может развиваться комплекс «гадкого утёнка». Так важно, общаться на равных и конструктивно решать возникающие дома проблемы.
- Уметь выслушивать. Есть такой термин «активное слушание» — это как раз про то, что сочувственно выслушать бывает необходимо. Это поможет знать основные проблемы. Уметь предлагать решения, но не быть навязчивым.
Как научить ребёнка знакомиться?
Этот навык стоит развивать с песочницы.
Чаще всего сложность знакомства заключается в том, что ребёнок испытывает неуверенность в себе или стеснительность, и в основе лежит чувство страха или дискомфорта. Эти чувства дети часто не могут объяснить, а у взрослых есть такой термин «страх быть отверженным». Так вот у детей чувство страха может быть, ребёнок может подумать, что недостаточно крутой или с ним неинтересно или другому это не нужно и так далее или даже может ничего не думать, а чувство будет.
Чтобы справиться с первыми шагами, можно в игровой форме ребёнку показать различные варианты знакомств на игрушках. И поиграть в них. Вы будете, например, совой, а он мишкой, и он должен подойти и познакомиться. Но первый раз показать пример как познакомиться:
Обозначить важные моменты:
- Настрой желательно иметь позитивный
- Подойти и поприветствовать, с кем хочет познакомиться
- Представиться: меня зовут «Саша» (подставить свой вариант)
И сказать своё предложение, например: давай дружить?
Показать в игровой форме несколько сценариев, которые могут возникнуть при знакомстве:
- Другой ребёнок ответит: давай. И после этого чаще всего обозначается цель взаимодействия, предложения: давай играть в прятки или делать что-то и так далее.
- Другой сценарий — это отказ: не хочу с тобой дружить! В таком варианте важно объяснить, что это нормально, когда дружить отказываются, так как у всех свои предпочтения и настроения и он сам может отказывать дружить с теми, с кем не хочет или если это не к месту или времени.
Важно показать, что хорошо уметь отвечать на отказ в позитивном ключе, например: понятно, но, если передумаешь, я буду рад, у тебя классные игрушки.
- Третий вариант, когда спрашивают, а зачем нам дружить? Сценарии могут быть разными: что мне за это будет и т. д. Здесь главное не растеряться и смело отвечать: давай играть; хочу к вам в компанию; у меня есть игрушки, готов с вами делиться и т. д.
Первые знакомства могут даваться непросто, но это навык, который развивается с каждым новым знакомством.
Вот например в детском развлекательном центре Monkey Park дети знакомятся и развивают навыки общения, ждём вас в гости.
Знакомства со сверстниками в школе и в подростковом возрасте
Они отличаются тем, что не требуют прямого предложения. После приветствия ребёнок спрашивает: к вам можно присоединиться? Или говорит на тему, которая общая или интересная другому и от реакции партнёра будет понятно, хочет он разговаривать или нет.
Знакомства в школе, в подростковом возрасте требуют понимания реакции со стороны сверстников. Это многим детям даётся с трудом, но также развивается, как и любой другой навык.
Совет: если возникают моменты дискомфорта при молчании, стоит заранее придумать 5 тем для обсуждения, которые могли бы заинтересовать собеседника и подумать про своё отношения к этим темам.
Правила поведения при общении
- При встрече здороваться
- При расставании прощаться
- Других не стоит обижать. Но за себя нужно уметь постоять. Если ребёнок не умеет, то желательно развивать этот навык.
- Чужое не брать и, если чего-то хочется, обязательно спрашивать разрешение.
- Это касается и игр, если другие играют, или что-то делают, то обязательно перед тем, как присоединиться спросить: можно к вам? Разрешение нужно всегда спрашивать!
С этих 5 правил начинается осознание личных границ и их при необходимости нужно повторять, пока ребёнок не станет их соблюдать.
Далее идут более сложные правила, которые развиваются по мере взросления:
- Учитывать интересы другого. Уметь предлагать компромиссное решение.
- Уметь решать спорные моменты и конфликты.
- Собственным поведением показывать пример другим.
Основы дружбы или как быть настоящим другом
Эти основы подразумеваются по умолчанию и их соблюдение поможет поддерживать общение на высоком уровне:
- Взаимный интерес является одним из основ дружбы. Хорошо знать и интересоваться увлечениями друга.
- Не менее важную часть составляют чувства, для этого важно развивать эмпатию. Не обижать своего друга. Часто близкое общение предполагает именно сопереживание тех чувств и эмоций, которые возникают. Это и радость, и досады, и восторг, и разочарования.
Для детей можно выделить уже исходящие из основ правила для ознакомления:
- Секреты нужно уметь хранить. И если ты проговоришься, а друг узнает, он обидится.
- Дружба подразумевает равноправие в чувственном плане. Не стоит ставить себя выше других.
- Если у друга проблемы, постарайся помочь ему
- А когда друг делает что-то плохое, то стоит ему на это обратить внимание. Часто бывает, что дети затеяли что-то плохое. В таком случае, важно не вовлекаться в процесс, и если ребёнок не хочет потерять друга, можно сказать: я с тобой дружу, но делать вместе плохое не буду. Важно научиться общаться, но формировать собственные границы и отстаивать их при необходимости.
- Уметь быть благодарным. Принимать помощь друзей. Внимательно выслушивать советы.