как научить ребёнка дружить

  • Первое это стоит обратить внимание на себя, на свои навыки общения и улучшать их. Дети как губка впитывают всю энергетику и не осознанно вам подражают. Более подробно об этом ниже в блоке про родителей и семью.
  • Предоставлять сыну/дочке возможность дружить. Ходить в разные кружки по интересам или в секции, посещать детские центры, площадки, приглашать друзей в гости. Вот как пример: Детский центр Monkey Park – это 3000 метров развлечений и найти там себе друзей не составит проблем, дети так любят развлекаться, что у них появляется совместный интерес.
  • Проговаривать возможные ситуации, чтобы ребёнок был готов к разным сценариям развития во время общения, к положительным, и к отрицательным. Примеры ниже в блоке про первые знакомства.
  • Общаться, интересоваться как дела, как прошёл день, как вы с другом провели время, всё ли понравилось, какие проблемы и если они возникали обсуждать их. При налаженных отношениях с родителями, если проблемы есть, то ребёнок сам спешит рассказать, что случилось. Ретроспективный анализ (то есть оценка того, что произошло) прерогатива взрослого человека, и формируется со временем. Родитель может в дружеской форме в диалоге обращать внимание на положительные моменты и проблемы в дружбе у ребёнка и не навязчиво давать советы.
  • Формируйте первый положительный опыт общения между детьми. Для этого первые шаги знакомств и игр можно понаблюдать со стороны. Выбрать положительного ребёнка и общаться недолго, чтобы дети не устали.
  • Сейчас набирают популярность курсы, школы и академии по психологии для детей, по развитию успешной личности.  Чаще всего занятия проходят 1 или 2 раза в неделю. Там в игровой форме обсуждают всё возможное, что может понадобиться ребёнку в дружбе. Как пример: учат разумно решать конфликты, защищать личные границы и т. д. Совет записать ребёнка на такие курсы на год. На собственных детях есть результат после 3 месяцев занятий. 
  • Читать книги, смотреть фильмы про дружбу детей. Ребёнку важно показывать примеры со стороны. А на сегодняшний день таких фильмов и книг множество. Отдельно стоит отметить про развивающие игры для детей.  
  • Уметь за себя постоять.  
  • Обсудить правила поведения и основы дружбы 


Какими должны быть взаимоотношения в семье?

как научить ребёнка дружить.jpg 

В каждой семье свои правила и свои сложности, но есть основы, которые будут формировать здоровую атмосферу:

  • Родителю важно понять, что дети учатся дружить, это навык, которого нет при рождении и он приобретается во взаимодействии и тренируется. Это нормально для ребёнка не уметь дружить или что-то делать.
  • Все дети разные и уникальные. И начальный уровень коммуникации с другими у всех разный. И по-разному проходит процесс обучения. Здесь стоит запастись терпением.
  • Родителю важно принять ребёнка таким, какой он есть. Показывать свою безусловную любовь. Это значит, что ребёнок должен знать, а главное чувствовать, что его любят в независимости от его поведения и сложившихся ситуаций. Для этого чаще говорите, что любите его и обнимайте. Объятие — это один из главных механизмов обмена энергией. Старайтесь обнимать ребёнка не менее 4 раз в день.
  • Помните, что на ошибках учатся. Поэтому давайте возможность проявлять самостоятельность и ошибаться (в рамках разумного).
  • На собственном примере показывайте, как общаться с окружающими.
  • Взрослому необходимо следить за личными граница в общении с окружающими, освоить правила поведения по отношению к своему чаду.
  • Учитесь общаться с ребёнком. То, как он себя чувствует в общении в семье, будет распространяться на коллективы, которые ребёнок посещает. При общении сверху, принижениях в семье может развиваться комплекс «гадкого утёнка». Так важно, общаться на равных и конструктивно решать возникающие дома проблемы.
  • Уметь выслушивать. Есть такой термин «активное слушание» — это как раз про то, что сочувственно выслушать бывает необходимо. Это поможет знать основные проблемы. Уметь предлагать решения, но не быть навязчивым.


Как научить ребёнка знакомиться?

научить знакомиться.jpg

Этот навык стоит развивать с песочницы.

Чаще всего сложность знакомства заключается в том, что ребёнок испытывает неуверенность в себе или стеснительность, и в основе лежит чувство страха или дискомфорта. Эти чувства дети часто не могут объяснить, а у взрослых есть такой термин «страх быть отверженным». Так вот у детей чувство страха может быть, ребёнок может подумать, что недостаточно крутой или с ним неинтересно или другому это не нужно и так далее или даже может ничего не думать, а чувство будет.

Чтобы справиться с первыми шагами, можно в игровой форме ребёнку показать различные варианты знакомств на игрушках. И поиграть в них. Вы будете, например, совой, а он мишкой, и он должен подойти и познакомиться. Но первый раз показать пример как познакомиться:

Обозначить важные моменты:

- Настрой желательно иметь позитивный

- Подойти и поприветствовать, с кем хочет познакомиться

- Представиться: меня зовут «Саша» (подставить свой вариант)

И сказать своё предложение, например: давай дружить?

Показать в игровой форме несколько сценариев, которые могут возникнуть при знакомстве:

  • Другой ребёнок ответит: давай. И после этого чаще всего обозначается цель взаимодействия, предложения: давай играть в прятки или делать что-то и так далее.
  • Другой сценарий — это отказ: не хочу с тобой дружить! В таком варианте важно объяснить, что это нормально, когда дружить отказываются, так как у всех свои предпочтения и настроения и он сам может отказывать дружить с теми, с кем не хочет или если это не к месту или времени.

Важно показать, что хорошо уметь отвечать на отказ в позитивном ключе, например: понятно, но, если передумаешь, я буду рад, у тебя классные игрушки.

  • Третий вариант, когда спрашивают, а зачем нам дружить? Сценарии могут быть разными: что мне за это будет и т. д. Здесь главное не растеряться и смело отвечать: давай играть; хочу к вам в компанию; у меня есть игрушки, готов с вами делиться и т. д.

Первые знакомства могут даваться непросто, но это навык, который развивается с каждым новым знакомством.

Вот например в детском развлекательном центре Monkey Park дети знакомятся и развивают навыки общения, ждём вас в гости.

 


Знакомства со сверстниками в школе и в подростковом возрасте

 как научить ребёнка дружить со сверстниками.jpg

Они отличаются тем, что не требуют прямого предложения. После приветствия ребёнок спрашивает: к вам можно присоединиться? Или говорит на тему, которая общая или интересная другому и от реакции партнёра будет понятно, хочет он разговаривать или нет.

Знакомства в школе, в подростковом возрасте требуют понимания реакции со стороны сверстников. Это многим детям даётся с трудом, но также развивается, как и любой другой навык.

Совет: если возникают моменты дискомфорта при молчании, стоит заранее придумать 5 тем для обсуждения, которые могли бы заинтересовать собеседника и подумать про своё отношения к этим темам.



Правила поведения при общении

правила поведения при общении.jpg

  • При встрече здороваться
  • При расставании прощаться
  • Других не стоит обижать. Но за себя нужно уметь постоять. Если ребёнок не умеет, то желательно развивать этот навык.
  • Чужое не брать и, если чего-то хочется, обязательно спрашивать разрешение.
  • Это касается и игр, если другие играют, или что-то делают, то обязательно перед тем, как присоединиться спросить: можно к вам? Разрешение нужно всегда спрашивать!

С этих 5 правил начинается осознание личных границ и их при необходимости нужно повторять, пока ребёнок не станет их соблюдать.

Далее идут более сложные правила, которые развиваются по мере взросления:

  • Учитывать интересы другого. Уметь предлагать компромиссное решение.
  • Уметь решать спорные моменты и конфликты.
  • Собственным поведением показывать пример другим.


Основы дружбы или как быть настоящим другом

основы дружбы.jpg

Эти основы подразумеваются по умолчанию и их соблюдение поможет поддерживать общение на высоком уровне:

  • Взаимный интерес является одним из основ дружбы. Хорошо знать и интересоваться увлечениями друга.
  • Не менее важную часть составляют чувства, для этого важно развивать эмпатию. Не обижать своего друга. Часто близкое общение предполагает именно сопереживание тех чувств и эмоций, которые возникают. Это и радость, и досады, и восторг, и разочарования.

Для детей можно выделить уже исходящие из основ правила для ознакомления:

  • Секреты нужно уметь хранить. И если ты проговоришься, а друг узнает, он обидится.
  • Дружба подразумевает равноправие в чувственном плане. Не стоит ставить себя выше других.
  • Если у друга проблемы, постарайся помочь ему
  • А когда друг делает что-то плохое, то стоит ему на это обратить внимание. Часто бывает, что дети затеяли что-то плохое. В таком случае, важно не вовлекаться в процесс, и если ребёнок не хочет потерять друга, можно сказать: я с тобой дружу, но делать вместе плохое не буду. Важно научиться общаться, но формировать собственные границы и отстаивать их при необходимости.
  • Уметь быть благодарным. Принимать помощь друзей. Внимательно выслушивать советы.
Совет, который хорошо развивает дружбу – это когда во время взаимодействия рождается что-то совместное, которое знают только друзья. В компаниях это часто свои уникальные приветствия, шутки и фишки.