Детские сюжетно-ролевые игры

Развитие детей вплоть до подросткового возраста происходит через игру. И сюжетно-ролевые игры в этом плане – главный источник социально-психологических знаний и навыков малышей. Среди уникальных черт подобного явления выделяется его спонтанность, когда дети, не задумываясь, сами проявляют интерес к копированию поведения взрослых и обучаются социальным ролям.

Сюжетно-ролевая игра, подкрепленная профессиональной анимацией или работой воспитателей, базируется на жизни сверстников и взрослых, на особенностях окружающего мира. Ее можно направить, улучшить, придать желаемую цель и решить необходимые для развития ребенка задачи.

Игры дома, с аниматорами и воспитателями

Дети младшего и старшего дошкольного возраста во время игры находятся рядом со взрослыми. И, будь то родитель, аниматор или воспитатель, взрослый выступает в роли направляющего.

Как в детском саду воспитатель полностью контролирует процесс и задает параметры игры, так и аниматор на детском празднике ненавязчиво направляет игровой процесс в правильное русло. Поэтому для работы с детьми часто приглашают людей с педагогическим образованием или прошедших специальное обучение. Кроме прочего, профессиональный аниматор в условиях досугового центра в комнате для детского праздника располагает подходящим реквизитом под заготовленные сюжетно-ролевые сценарии.

В домашних условиях родители «вмешиваются» гораздо меньше, а другие роли забирают на себя игрушки. Однако дома малыш находится, как правило, один или с братьями и сестрами. А в детском саду или организованном центре – с кучей других ребятишек.

Незаменимость сюжетно-ролевых игр в жизни детей

Главная цель любой ролевой игры состоит в помощи ребенку в освоении окружающего мира и контактов с ним. Это неотъемлемая часть формирования личности каждого малыша, и вот, чем сюжетно-ролевая игра полезна для его развития:

  • учит выражать эмоции любого характера – негативные, позитивные;
  • помогает общаться со сверстниками;
  • обучает эмпатии и сопереживанию;
  • существенно расширяет фантазию и кругозор;
  • учит общаться с людьми не только своего возраста, но и с представителями других поколений;
  • помогает справляться с конфликтами без помощи взрослых;
  • выступает незаменимым этапом социализации и адаптации малышей к условиям вне дома;
  • помогает бороться с застенчивостью, а также формирует уверенность в себе;
  • при использовании данной практики после учебы в начальных классах она снимает напряжение;
  • стимулирует развитие творческих способностей.

Кроме прочего, такое времяпрепровождение – лучшая альтернатива компьютерным играм и интернету. Ведь только так можно научить малыша общаться и избежать развития социофобии на фоне постоянного зависания в телефоне.

Подробно о целях и задачах сюжетных игр в разном возрасте

При сюжетно-ролевой игре ребенок участвует в придуманном сценарии или следует предложенной идее взрослого. Он выбирает себе роль, атрибуты и ведет себя в соответствии с этими моментами.

Психологи считают, что интерес к таким занятиям впервые возникает у малышей в возрасте 2,5-3 лет.

Проявляется интерес в определенном взаимодействии с игрушками, в попытках детей воспроизводить полученный опыт с применением подручных средств. С помощью ролевой игры в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные качества, прививаются основы взаимоотношений в коллективе, а также отношение к людям разного возраста и профессий.

Задачи сюжетно-ролевых игр в 3-4 года:

  • Наращивание словарного запаса;
  • Развитие фантазии через продумывание простого сюжета в заданной ситуации;
  • Обучение навыку действовать по предложенному сценарию.

В возрасте 4-5 лет:

  • Особенности сюжетно-ролевых игр детей в разном возрастеРазвитие навыков общения;
  • Формирование навыков ведения диалога;
  • Наращивание социального опыта (обучение через игру правилам поведения в общественных местах;
  • Прививание навыка распределения ролей.

В возрасте 5-6 лет:

  • Усиление навыков общения и ведения диалогов;
  • Стимулирование применения увиденных сюжетов и образов из сказок, мультфильмов или книг;
  • Формирование умения самостоятельного обозначения правил игры и импровизации.

В 6-7 лет:

  • Мотивирование на создание игрового инвентаря, декораций, атрибутов;
  • Формирование интересов к профессиональной деятельности взрослых;
  • Усиленное развитие творчества через применение танцев, пения или игры на музыкальных инструментах.

Сюжетно-ролевые игры в старшем возрасте, как правило, нацелены на укрепление всех описанных выше навыков.

Виды и формы сюжетно-ролевых игр

Так как одной игрой невозможно затронуть все задачи и цели, поставленные для развития ребенка, они делятся на 3 типа. Каждый из них нацелен на проработку определенной группы навыков.

Творческая сюжетно-ролевая игра

Сюжет предполагает максимальное раскрытие фантазии ребенка. Здесь не просто копируется поведение, а ставится задача создать собственный вариант действий в придуманных условиях. Продуманность сценария в этом случае минимальна.

Сюжетно-дидактическая игра

Это уже не столько игра, сколько игровое обучение, в котором используется творческая деятельность вместе с наглядными материалами. Дети изучают по ним особенности поведения, основы разных профессий и приобретают определенные навыки и знания. При сюжетно-дидактической игре роль взрослого усиливается: он сам назначает роли, озвучивает правила и ставит перед малышами определенную задачу. Например, дидактическая игра может быть математической, в рамках которой нужно посчитать предметы.

Интерактивная игра

Применение интерактивной доски с разными изображениями в соответствии с тематикой игры расширяет кругозор ребенка, помогает сильнее погрузиться в предложенный сюжет – например, в эпоху Средневековья или динозавров. Очень популярны интерактивы, связанные с космосом.

Кроме прочего, игры могут быть деловыми, в рамках которых изучаются определенные сферы деятельности взрослых.

Игровые сценарии часто делятся по интересам для девочек и мальчиков, в них малыши могут лучше примерить на себя определенную роль. При этом для старших дошкольников необходимо проведение совместных сюжетно-ролевых игр, показывающих, что в профессиональной сфере навыки людей в большинстве случаев не связаны с их полом.

Особенности сюжетно-ролевых игр в домашних условиях

Если ребенок обеспечен достаточным количеством подходящих игрушек, то в большинстве случаев может играть сам с собой. Еще лучше, если у малыша есть близкий по возрасту брат или сестра.

Среди наиболее популярных ролевых игр с применением игрушек можно выделить:

  • Особенности сюжетно-ролевых игр детей в домашних условияхКуклы. Примечательно, что с кукольными наборами нередко играют как девочки, так и мальчики. С ними особенно удобно создавать различные ситуации, похожие на настоящую жизнь. Благодаря куклам дети учатся взаимоотношениям, понимают азы социальных ролей и контактов, учатся вести себя в разных ситуациях правильно.
  • Игрушки-животные. Подобные игрушки учат главному – уважительному и милосердному отношению к животным любых пород и размеров. А также позволяют воплотить мир сказок и фантазий через говорящих зверей.
  • Транспортные средства. Часто требуют дополнительного взаимодействия: поднять кузов, загрузить предметы, посадить водителя. Способствуют развитию моторики, логики, творческого мышления.
  • Пальчиковый театр. Безупречный выбор для развития речи, креативного мышления. С помощью таких кукол малыш с легкостью устроит настоящее представление.
  • Материалы и конструкторы. Еще один прекрасный вариант для развития мелкой моторики, мышления и творчества.

Мальчикам также нравятся игрушки военной тематики. Не стоит недооценивать или считать подобные наборы агрессивными. Напротив, они помогают малышам справиться со стрессом и выплеснуть накопившуюся злость в игре.

Родители и сюжетно-ролевые игры детей дома

В домашних условиях психологи и педагоги рекомендуют заканчивать игры, когда малыши теряют интерес. Также не стоит подряд играть в 2 или 3 игры. При организации процесса родители должны помнить правила, которые помогут развить интерес ребенка:

  • не стоит насильно заставлять играть в ту или иную сюжетно-ролевую игру;
  • если малыш проявляет инициативу или несколько отклоняется от предложенной темы, то не стоит корректировать его – ограничение фантазии может привести к замедлению развития творческих способностей;
  • если есть возможность, то стоить продумать сюжет, чтобы игра не была банальной или затянутой.

Если ребенок увлечен, а процесс длится долго, то не прерывайте его. Лучший ответ на вопрос, сколько следует играть в сюжетно-ролевые, – столько, сколько захочет малыш.

С другой стороны, есть моменты, которые требуют коррекции и вмешательства родителя:

  • слишком затянутая игра – ребенок очень долго повторяет одни и те же действия без развития, в этом случае ему стоит помочь с развертыванием сюжета;
  • появление злобы и жестокости – стоит вмешаться, если малыш воплощает из фантазий монстров и чудовищ.

Последний пункт особенно важен с точки зрения психологии. Если родители замечают подобные проявления, то необходимо объяснить малышу об отличиях добра и зла, о плохих и хороших поступках. Также злые игры могут быть результатом накопленной агрессии: в этом случае важно найти источник проблемы через разговор.

Сюжетно-ролевые игры – важная часть социализации, развития и адаптации малышей в обществе. Их нельзя заменить смартфонами и компьютерами или полностью исключить из жизни ребенка.

Однако организовать правильную обучающую сюжетно-ролевую игру родители не всегда могут сами, поскольку грамотная анимация требует определенных навыков и опыта. В лучшей мере подобная деятельность воплощается в детских садах или на праздниках, когда в игре участвует несколько детей под ненавязчивым руководством и коррекцией воспитателей или профессиональных аниматоров.