Что такое сказкотерапия и как она работает?

В мире психологических методов – как в волшебной лавке: всего много, и каждый метод со своим «магическим» действием. Один помогает справляться со страхами, другой — разобраться с чувствами, третий — научиться говорить о том, что внутри. Но есть один способ, особенно любимый детьми (да и многими взрослыми) — психологическая сказкотерапия.

Это не просто чтение сказок на ночь. Сказкотерапия для детей - это настоящее волшебство, где история лечит, учит, вдохновляет и помогает расти. А главное — делает это мягко и по-доброму.

Содержание:

1. Что такое сказкотерапия?

2. В чём польза сказок?

3. Как выбирать сказки для сказкотерапии?

4. Для какого возраста подходит сказкотерапия?

5. Как создать собственную сказку для ребёнка?

Промо-ролик нашего парка

А в конце статьи промокод на посещение Monkey Park

Что такое сказкотерапия?

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это психологический метод, в котором через сказку можно заглянуть в душу ребёнка (или взрослого), понять, что тревожит, и найти путь к решению.

Сказка здесь не для развлечения — она становится зеркалом внутренних переживаний. Вместо прямых вопросов: «Почему ты злишься?», «Чего ты боишься?» — ребёнку предлагают историю. В ней герой сталкивается с похожими трудностями, ошибается, борется, побеждает. А ребёнок — наблюдает, сочувствует, отождествляется. И часто сам вдруг понимает: «Ага! Это же про меня!».

Метод сказкотерапии используют и в детских садах, и в частных консультациях, и на занятиях с подростками, и даже во взрослой психотерапии. Потому что сказкотерапия как средство развития говорит с нами на языке сердца — образами, символами, без нравоучений.

В чём польза сказок?

В чём польза сказок?

Почему именно сказки, а не рассказы, стишки или потешки? Ответ прост: у сказок есть волшебные свойства, которых нет ни у чего другого.

Вот почему работает именно метод сказкотерапии?

  • Сказка безопасна. При коррекции сказкотерапией можно говорить о самых сложных чувствах — страхе, гневе, тревоге — и при этом не испытывать стыда или вины. Ведь это не про тебя, это про Колючего Ёжика или Маленького Зайца.
  • Сказка помогает понять себя. Дети, особенно в дошкольном возрасте, ещё не умеют объяснять, что чувствуют. Но они отлично чувствуют сказку — и через неё начинают понимать свои эмоции.
  • Сказка вдохновляет. Хорошая история при использовании сказкотерапии вселяет надежду: если герой справился, значит, и я смогу.
  • Сказкотерапия как средство развития. Через правильно выбранную тему сказкотерапии развиваются воображение, речь, эмоциональный интеллект. Это не только про «лечить», это и про «расти».
  • Коррекция сказкотерапией работает нежно и эффективно: страхи стихают, поведение меняется, настроение выравнивается.

Психологи всё чаще выбирают детскую сказкотерапию как ключ к сердцу ребёнка.

Как выбирать сказки для сказкотерапии?

Как выбирать сказки для сказкотерапии?

Не каждая сказка работает как терапия. Кроме того, сказкотерапия в дошкольном возрасте и детская сказкотерапия для более старших детей отличается. Чтобы история действительно помогала, важно выбирать её осознанно, а не просто читать первую попавшуюся. И главное — не просто читать, а обсуждать.

Да-да, настоящая коррекция сказкотерапией начинается после прочтения, когда вы задаёте ребёнку вопросы:

  • Почему герой так поступил?
  • А если бы он сделал по-другому — что бы изменилось?
  • Что чувствовал герой?
  • А ты бы как поступил на его месте?

Эти простые разговоры запускают глубокую внутреннюю работу. Ребёнок начинает видеть и осознавать свои эмоции, понимает, что не одинок в своих чувствах, а главное — учится справляться с ними.

Но есть ещё пара важных моментов.

Если вы работаете со страхами, помните: страх — это нормальная реакция на реальную или потенциальную опасность. Не нужно убеждать ребёнка, что змеи, пауки или высота — не страшны. Лучше признать: да, это может быть опасно, но вот как с этим справиться.

Поэтому хорошая сказка должна не только «успокаивать», но и давать инструкцию — что делать, если страх стал реальностью. Например, не трогать змею, обходить агрессивную собаку, держаться подальше от края.

А ещё при использовании сказкотерапии важно, чтобы родитель сам не был «носителем паники». Если взрослый боится пауков до дрожи в коленях, но при этом говорит: «Смотри, паучок не страшный!» — ребёнок уловит противоречие и его тревога только усилится.

Какие сказки выбирать?

Какие сказки выбирать?

Сказки для сказкотерапии можно условно разделить на два типа:

  • Воспитательные. Они работают с более лёгкими темами — формирование дружбы, умение делиться, обучение гигиеническим навыкам, развитие самостоятельности, страхи перед новыми людьми или незнакомыми местами. В общем, темы сказкотерапии могут охватить разные сферы. Это идеальные сказки для начала, особенно в младшем возрасте, поэтому они лучше подходят для сказкотерапии для дошкольников.
  • Терапевтические. Они касаются более глубоких переживаний, затрагивают сильные чувства, переживания и внутренние конфликты: переезд и расставание с друзьями, буллинг или отвержение в коллективе, страх темноты, громких звуков, заниженная самооценка, болезнь, страх одиночества. Такие истории требуют деликатности и взрослого сопровождения. Это уже настоящее средство сказкотерапии, работающее в сложных ситуациях.

Ещё одна подсказка — реакция ребёнка. Один ребёнок спокойно переживёт «Русалочку» с трагическим концом, а другой заплачет уже на середине. Не существует сказок, одинаково подходящих всем. Поэтому при выборе сказкотерапии как средства развития важно наблюдать и чувствовать, какие темы сейчас близки вашему ребёнку, а какие — пока рано.

Для какого возраста подходит сказкотерапия?

Для какого возраста подходит сказкотерапия?

Многие думают, что сказки — только для малышей. На самом деле, сказкотерапия в работе с детьми (и взрослыми!) применяется на любом этапе жизни. Только сказки — разные.

Адаптация под возраст — ключ к успеху. Возраст сказкотерапии может начинаться с 2–3 лет и продолжаться всю жизнь, изменяя форму.

  • Сказкотерапия для дошкольников: в сказкотерапии для дошкольного возраста используются простые истории с яркими образами. Здесь хорошо работают добрые зверюшки, волшебные помощники и простые сюжеты. В дошкольном возрасте сказкотерапия будет очень интересна для вашего ребенка, и что главное – очень важна.
  • Младшие школьники: можно вводить мораль, сложнее конфликты, немного фантастики. Герой должен быть «похожим» на самого ребёнка.
  • Подростки: психологическая сказкотерапия для детей старше 12 лет - это истории про личный выбор, дружбу, одиночество, принятие себя.
  • Взрослые: сказки становятся аллегориями. Тут можно говорить о смысле жизни, внутреннем ребёнке, самоценности.

Так что сказкотерапия по возрасту — гибкий инструмент. Меняется только подача, но суть остаётся: помочь понять, прожить, изменить.

Как создать собственную сказку для ребёнка?

Как создать собственную сказку для ребёнка?

Это проще, чем кажется! И гораздо эффективнее, чем любая книга с полки. Потому что сказка «на заказ» учитывает именно вашего ребёнка — его страхи, желания, привычки.

Вот простой рецепт:

1. Начните с финала. Звучит неожиданно, но именно так работают профессиональные сценаристы. Прежде чем сочинить сказку, подумайте: чему она должна научить? К какому выводу прийти? Какой светлый финал вы хотите подарить ребёнку? Например: герой научился дружить, справился со страхом темноты, понял, что проигрывать — не значит быть хуже.

2. Придумайте главного героя. Пусть он будет максимально похож на вашего ребёнка: по возрасту, характеру, привычкам. Можно сделать героя животным (например, Зайчонок, который не хотел идти в садик) или волшебным существом, но с привычками, понятными малышу. Главное — ребёнок должен почувствовать: «Это про меня!»

3. Проблема. Пусть он столкнётся с ситуацией, которая волнует вашего ребёнка: боится громких звуков, сердится, когда проигрывает, не хочет делиться, переживает из-за переезда или болезни близкого, боится остаться один. Так сказкотерапия для детей превращается в настоящее зеркало души.

4. Проведите его по пути. Пусть герой ищет выход, ошибается, встречает помощников, пробует разные варианты. Это может быть лесная фея, мудрая черепаха, старенький фонарь или даже говорящий чемодан — образ не так важен, как внутренний путь героя.

5. Завершите всё добрым финалом. Хорошая сказка заканчивается на светлой ноте. Это не значит, что всё должно быть сказочно-сладко, — просто финал должен оставлять ощущение покоя, надежды и радости. Даже если в сказке были трудные моменты, именно хороший конец «запоминается телом» — после него дети лучше спят, легче отпускают тревоги. В этом и есть главная цель психологической сказкотерапии.

6. Обсудите сказку. Это обязательный этап метода сказкотерапии! После сказки — поговорите: «Что тебе больше всего понравилось?», «А ты бы как поступил?», «Было ли тебе грустно, страшно, весело?», «Как ты думаешь, чему научился герой?». Такое обсуждение помогает сделать сказку не просто историей, а средством сказкотерапии, настоящим эмоциональным инструментом для проработки чувств.

Благодаря этим шагам вы не просто придумываете сказку — вы создаёте для ребёнка безопасное пространство, где можно прожить свои чувства, найти ответы и почувствовать поддержку. Это и есть настоящее использование сказкотерапии в домашних условиях.

Заключение

Сказкотерапия для детей — это не магия в красивой обёртке. Это способ говорить о важном, не пугая. Это путь к себе, рассказанный через волшебные образы. И пусть вам не всегда легко придумать темы для сказкотерапии — просто начните. Расскажите о том, как один Маленький Мишка боялся идти один в лес… а потом — справился. Иногда одной такой сказки достаточно, чтобы мир ребёнка стал чуточку спокойнее, светлее и добрее.

Именно для этого и существует сказкотерапия в работе с детьми — как надёжный, добрый и действенный инструмент помощи.

Дочитали статью до конца?

ВАМ ПОДАРОК!

СКИДКА на посещение по промокоду MONKEY2025!
Просто введите промокод при покупке билета на нашем сайте на весь день – и она применится автоматически.

Воспользоваться скидкой можно только 1 раз! 

Купить билеты можно здесь